Все больше замечаю тенденции, когда жизнь фотографа превращается в доморощенный Голливуд. На разных уровнях. Самый высокий, замеченный мной, Sony World в Каннах, где фотографы появляются наряженные в смокинги. Есть также и местные вечеринки с участием редакторов и фотографов, для того чтобы поговорить с которыми, а тем более выпить — нужно заплатить. «Болезнь» увлечения семинарами, портфолио-ревю и лекциями по фотографии, всякие фиктивно-образовательные программы под руководством самых различных легальных и полулегальных академий и школ с приглашенными «поп-фото-дивами» за ваши деньги — тоже впечатляет своей закономерностью и бодрым слогом зазывающих объявлений. Можно сказать новый рынок «фото-паразитов».
Схема вымогательства денег у расплодившихся фотолюбителей и «желающих познакомиться» примерно одна и та же, но отличается степенью порядочности организаторов подобных семинаров, вечеринок и конкурсов под предлогом получения фотографического образования, фото-навыков с участием «поп-фото-дивы» в лице фотографа или редактора, кураторов или еще кого-нибудь, имеющего отношения к фотографии или, просто, успешно паразитирующих на этом предмете. Стоит ли удивляться, что главный слоган подобных мероприятий позаимствован из пресловутого Карнеги и звучит с оптимизмом цинично: «как стать успешным».
Примеров приводить не буду. Просто чтобы не обрушить волну говна на свою голову. Их сколько угодно в Сети. Разобраться не сложно начинающему фотолюбителю, которые еще не стали абсолютными фанами своих любимых мастеров и кумиров.
Когда подобные мероприятия касались фотографов рекламы и фото-шоу -индустрии, можно было наблюдать, удивляться и иронизировать. Но «мода» на документалистику включила в этот процесс фотографов документалистов, журналистов и работающих на грани этих жанров, в том числе «документальный арт». Это достаточно узкая прослойка людей профессии, предметом которых является не сама фотография как цель, а фотография как инструмент исследований. Здесь и возникает ужасное противоречие, когда подобный фотограф уже сам становится частью того процесса общества или явления, за которым он наблюдает с помощью своей фотографии как инструмента.
Просто хотел сказать, документальная фотография, журналистика — это не «искусство ради искусства» и тем более документалистика не может подчиняться законам шоу-бизнеса. Документалистика — это «искусство наблюдения» с помощью фотографии в данном случае. В этом процессе фотографы могут быть если не наблюдатели, то «равные» тем, за кем наблюдают и, понятно, они не могут быть актерами, артистами, учителями, мастерами или маэстрами… потому, что они не участвуют в этом «празднике жизни», они его исследуют. Как сказал мне «классик документальной фотографии» во время интервью: «Я — не художник, я — исследователь… Я никого не смогу научить успеху в нашем деле потому, что я сам — «не успешный человек»… и потому, что по меньшей мере цинично говорить о успехе в исследовании общества, которое само по себе является глубоко несчастным и далеко не успешным».
Впервые опубликовано 10 апреля 2008 года