Мы в «овраге»

М

Недавно посмотрел сигнальный экземпляр книги Сергея Трапезина «В овраге» — про жизнь коммуны бездомных в московском парке. Сергей — мой друг и многие кадры я видел ранее, и почти всегда смотрел на них глазами «документалиста», видел нищету, грязь, тяжелые условия и т.д. И, использование монокля вызывало во мне некий внутренний протест. Это как будто взять и размыть все самые важные детали! Зачем? — фотография тем и хороша что может показывать детали. Но, листая книгу, я понял, что, вопреки авторскому замыслу, это вовсе не рассказ про быт бездомных выживающих в парке, не рассказ про конкретных людей, несмотря на имена и различные «факты» приведенные в тексте, а сжатая метафора жизни в нашей стране. Большая часть России — «В овраге», зажатом тяжелыми природными условиями, государственным и монопольным гнетом. Спросите себя, живете вы или выживаете? Выживаете в одиночестве или вам повезло найти тех, с кем выжить проще? Я поймал себя на мысли, что немного завидую героям книги — они смогли объединиться и выжить в тяжелых условиях, а временами даже выглядят счастливыми. Они кажутся чуть менее одинокими чем многие из нас. Неужели, лишь тогда, когда мы лишаемся всего, мы находим в себе человека и человека рядом? Но, я совсем не склонен идеализировать героев книги — они обычные люди с индивидуальным набором плохих и хороших качеств, разве что условия заставляют проявлять хорошее чаще, а иначе просто не выжить.

Москва, 2015 © Сергей Трапезин

Монокль размывает детали, усиливая метафору, но текст, скорее играет обратную роль — возвращает нас к конкретным людям и фактам, с которыми нам самих себя ассоциировать сложно. Текст выполняет сухую роль документа, удостоверяет фотографию, которая документальной быть не может и не должна. Признаться, мне читать не хочется.

Книга оказывается намного сложнее, чем кажется с первого взгляда. Вызывает противоречивые чувства и не становится благотворительным призывом, модным сегодня, да и социальные язвы она не вскрывает, а лишь позволяет посмотреть на человека в его сложной первобытности, которая есть в каждом из нас.

Почти наверняка, эта книга останется незамеченной, даже в случае успешного издания, но я уверен, что это один из лучших образцов гуманистической фотографии на сегодняшний день, в отличии от многих конъюнктурных серий сделанных под копирку ради славы, заработка, эгоизма и псевдоблаготворительности. Искренность всегда в тени.

Поддержать издание книги можно тут

Об авторе

Артём Лежепёков

Сооснователь и участник CloseUpRussia

Редактор «МЫ — О РОССИИ БЕЗ СЛОВ»

Подписаться в Mastodon — @[email protected]

Добавить комментарий

Об авторе

Артём Лежепёков

Сооснователь и участник CloseUpRussia

Редактор «МЫ — О РОССИИ БЕЗ СЛОВ»

Подписаться в Mastodon — @[email protected]