«Давайте заберем коммунизм у коммунистов!»

&
Фото: Ляля Кузнецова

В эпоху общественно-социальных революций западный капитализм очень быстро сориентировался в том, что коммунизм — мечта общества о социальной справедливости — может являться не только панацеей коммунистов, но и «идеологией среднего класса» в обществе, где правят самые закостенелые капиталисты. Так «мир Запада», на заре 90-х 20 века, стал больше «коммунистическим» чем «другой мир», в котором управляли коммунисты, руководствуясь своим лживым сознанием, а не реальностью.

Эту мысль, но в ее специфическом и примитивном виде высказали и в нашей стране, но только в конце 20-го века — «Надо делиться» — и касалась идея исключительно чиновников далеко не среднего класса. Так что вопрос ясен у кого надо забрать «коммунизм», но остается открытым — кому его отдать?

Однако, я хотел сказать совсем про другое, применительно к фотографии, как к искусству отображения пространства на плоскость, используя камеру и виденье человека:

— Давайте заберем искусство у фотохудожников!

Оно им не нужно. Оно не нужно и критикам-искусствоведам, эдаким «коммунистам» от искусства. Оно даже не нужно народу, который посещает множество дебильных выставок с умным видом и в уверенности общения с «высоким искусством».

Только один пример. На одном из портфолио-ревю, в силу странных обстоятельств, я был вынужден говорить с фотохудожником о его фотографиях. Вот, примерно, что я услышал: «Мой проект называется «Люди-Птицы». В каждом человеке живет птица. Я очень тщательно подбираю модели и стараюсь говорить с ними о птицах. Так я понимаю какая из птиц ему нравится или соответствует его характеру. Потом, когда я снимаю, я прошу модель думать о той птице, которую он себе представляет…. Так я получил серию портретов «людей-птиц»… дальше он выложил передо мной эти портреты.

Мне кажется, что я деликатный человек, когда говорю о фотографии или, по крайней мере, стараюсь быть таковым. Я просто сказал ему, что визуальный язык, «язык фантазий» и «язык ночных поллюций», чаще всего, никогда не пересекаются или пересекаются как язык французский, русский или арабский в «словах иностранных паразитах». Он не обиделся потому, что прежде я выбрал из всей кучи фотографий — три и в одну серию, которые действительно выражали не «людей-птиц», а были хорошими портретами с похожим настроением и вменяемым визуальным языком : «На следующем портфолио-ревю, лучше показывайте вот эти три и ничего не говорите не только про людей, но и про птиц». Забавно то, что он действительно был приятно удивлен моему выбору и даже сказал: «Я никогда не думал, что вместе эти портреты могут быть таким красивым триптихом…» Однако дальше он опять мне стал толковать про птиц… Мне было понятно, что никакой он не фотохудожник — просто люмпен, а руководят его сознанием «коммунисты-искусствоведы», критику которых он читает везде и она везде встречается.

Таких экземпляров-фотохудожников можно найти великое множество, чем дальше от столицы — тем больше, но их концентрация зашкаливает вокруг «Серебряной камеры» или самой «коммунистки» Свибловой, которая монополизировала право на искусство фотографии с такой же наглостью, как это сделали коммунисты и комсомольцы с правом на государственную собственность. Схема в принципе одинаковая.

Что мы имеем в настоящее время в современной фотографии в результате фиктивно-интеллектуальной критики? Мы имеем огромную пропасть между реальной действительностью, которую призвана отображать фотография и тем, что принято называть «искусством в фотографии». Ситуация примерно напоминает ту, с которой можно начать любой «бессознательный» эпистолярный роман: «Прежде чем приступить к делу (фотографированию), он (фотохудожник) уединился на острове и пустил себе пулю между глаз…» Обстоятельства в фотографии сейчас напоминают времена, когда в начале 60-х годов американские романисты дописались до того, что уже больше не могли и не чувствовали реальности общества, а пересказывали свои поллюции в различного рода вариациях, когда и в конце концов, их задачи перешли к так называемой «новой журналистике» с элементами эстетики романа.

Я всего лишь хочу сказать о том, к чему призывает и чему предназначена фотография — уже давно никому не нужно и валяется на дороге. Кто-то должен подобрать это и, на мой взгляд, это должны сделать фотографы документального жанра. Может быть все то, что мы сейчас наблюдаем и является искусством, но это не является искусством фотографии. Просто надо сказать: «Алё, товарищи, посмотрите, вот так сейчас живут люди, как мы вам показываем. Это может вас восхищать, может радовать, может вызывать негодование или отвращение, может призывать вас к любви и ненависти, но это то, что мы с вами и у нас есть право на искусство, которое касается нас, а не фиктивных и вымышленных героев, выращенных в «простреленных» мозгах фотохудожников, далеких от реальности и вскормленных коммунистами всех мастей. Давайте заберем коммунизм у коммунистов или хотя бы то, что от него осталось.

Фото: Ляля Кузнецова


На фото Л. Кузнецовой тоже про «людей и птиц», но только документально.

Update: если есть фотографы, которые действительно так думают, мне кажется, не все так плохо. Не мог сдержаться чтобы не использовать это письмо:

… Документальная фотография – это когда ты все еще способен удивляться этому миру – таким, какой он есть
Непридуманный мир может быть гораздо страннее и невероятнее любой фантазии, родящейся у тебя в голове – а может, он и есть фантазия – пожалуй, так и есть – круче, загадочней, невероятней снов

В общем, когда все видишь именно так – стоит заниматься документальной фотографией
А может и наоборот – стоит заниматься документальной фотографией, если хочешь увидеть мир именно так

И чем дальше ты заходишь, тем больше ты начинаешь видеть – и оказывается, самое удивительное в мире могло существовать незамеченным у тебя под носом

Процесс преобразования реальности в фотографическое изображение – это настоящее чудо и самый сакральный процесс, который только может быть в этом мире

То есть реальные люди, объекты становятся сочетанием света и тени, которое может быть гармоничным, прекрасным – даже в отрыве от смысла/ Но когда в этом есть смысл, повествование, попытка передать атмосферу соседнего мира – это становится по-настоящему сильным/ Как у Сальгадо, картинки которого могут висетть на стенке и радовать глаз, даже если на самом деле на них изображены смерть и страдание/

В идеале фотография – это то, что мы хотели бы рассказать об этом мире тем, кто потерял память – или можно представить себе образ инопланетянина, который ничего не знает о жизни на земле, о том, какая она/

Мне хочется рассказать о том, что эта планета безумна, красива, что жизнь сама по себе – величайшее чудо, но что-то с этим миром происходит не так, он какой-то странный, несправедливый, перекошенный, что человечество как будто забыло о чем-то и катится, как мне кажется, куда-то не туда.

Пока мне интересно жить и видеть разные стороны жизни, я буду фотографировать. Пока я фотографирую, мне интересно жить.

Впервые опубликовано 27 октября 2007 года

Об авторе

Олег Климов

documentary photographer

Occupation:
freelancer of Panos pictures, UK
Co-founder of Liberty.SU, Foundation of Documentary Photography, RU
Education:
The state University, astrophysics
Contacts:
klimov@liberty.su
+79160124363 (tel, whats app, telegram)
Postal address:
XXXXXXXXXXXX

More: http://klimov.liberty.su/cv

Добавить комментарий

Об авторе

Олег Климов

documentary photographer

Occupation:
freelancer of Panos pictures, UK
Co-founder of Liberty.SU, Foundation of Documentary Photography, RU
Education:
The state University, astrophysics
Contacts:
klimov@liberty.su
+79160124363 (tel, whats app, telegram)
Postal address:
XXXXXXXXXXXX

More: http://klimov.liberty.su/cv